Умница Уилл Хантинг/Good Will Hunting

Один из любимых моих фильмов. Смотрел раз десять, на выходных прибавил два. Раньше смотрел на VHS, в субботу скачал копию DVD с торрентов. Про свои отношения с торрентами в другой раз. Пока лучше про Хантинга.

Математический гений-самоучка дразнит профессора Массачусетского технологического, анонимно решая его задачи. В самом MIT наш Гений работает уборщиком.

Вы все смотрели этот фильм. Он дерется, попадает в тюрьму, его берет на поруки тот самый профессор, который пытается сделать из гения криптографа пополам с филдсовским лауреатом. Главному герою по постановлению суда придется посещать психотерапевта. Он ходит к психотерапевту, сидит в баре с друзьями, любит гарвардскую девчонку, рыдает, находит работу, теряет работу и уезжает к девушке.

Казалось бы, что за дурацкий сюжет? Смотришь фильм, и этот вопрос превращается в другой — почему этот сюжет так увлекателен? Почему он меня касается?

Весь фильм можно выразить одной фразой: «Это рассказ о том, как умный парень перестает стыдиться своего ума». Все остальное только работает на сюжет. Он мог быть физиком (как сначала и предполагалось), а в самом первом варианте сценария за ним вообще охотилось ФБР. Все это не так уж важно, причем не важна даже самая напряженная сцена, где Робин Уильямс в роли психотерапевта объясняет, что все неудачи — не вина этого парня.

Сюжет построен мастерски, каждая сцена — поворот на 180 градусов, довольно неожиданный для зрителя, причем в некоторых сценах этот поворот совершается дважды.

Например, после того как Уилл Хантинг решает первую задачу, можно ожидать, что он сознается в этом в понедельник, когда все собрались на лекцию. Когда он сбегает от профессора, мы ждем продолжения истории с задачами, но нам показывают, как Уилл бьет морду старому врагу и заодно ударяет полицейского.

В суде он себя защищает настолько высокопрофессионально,  что мы думаем, будто его снова оправдают. Его же сажают. Он звонит девушке, чтобы договориться о свидании и мы уверены, что он всеми силами будет пытаться убраться из тюрьмы. Но он артачится, когда ему предлагают обменять тюрьму на курс психотерапии.

Когда у него с девушкой все настолько хорошо, насколько это возможно, следующая же сцена полностью рушит их отношения.

Это классическое строение голливудского сюжета соблюдается до самого конца фильма — даже когда мы думаем, что Уилл остепенился и нашел работу, он бросает все и уезжает к девушке в Калифорнию.

Есть еще одна вещь, на которую я хочу обратить внимание. Съемки Good Will Hunting обошлись всего в 10 миллионов долларов. В прокате фильм заработал свыше двухсот. Это, как я считаю, показательно. Неожиданно оказывается, что фильм без спецэффектов, без погонь, выстрелов и взрывов, фильм, состоящий из дурацких монологов про математику, собирает в двадцать раз больше, чем в него вложено.

Все работает на это. Деймон и Аффлек, которые тогда не были так известны, как сейчас. Их сценарий, который они писали двоем. И даже кастинг — например, Скайлар, любовь Уилла Хантинга, не королева красоты. Так и должно быть.

Очень, очень хороший фильм.

Под конец хочу задать два вопроса.

Первый прекрасной половине человечества. Кто красивее, Мэтт Деймон или Бен Аффлек? Почему?

Второй всем. В фильме есть примерно такой диалог (по памяти):
(Will) — Do you like apples?
(Clark) — Sure.
(Will) — I got her phone number. How do you like them apples?

Вчера провел около получаса, узнавая историю выражения «How do you like them apples». Позже, возможно, напишу о своих изысканиях. А пока скажите, как бы вы перевели этот диалог?