Ричард Докинз. Хорошие и плохие причины для веры

Вольно перевел письмо известного атеиста-популяризатора Ричарда Докинза к своей дочери. Рекомендуется к прочтению. В переводе могли остаться шероховатости — придется с этим жить.

Дорогая Джульет,

Теперь, когда тебе десять, я хочу написать кое о чем, что важно для меня. Не удивляло ли тебя, откуда мы знаем вещи, которые вы знаем? Откуда мы, например, знаем, что звезды, которые выглядят как крошечные булавочные головки, рассыпанные в небе, на деле являются огромными огненными шарами, похожими на солнце и находящимися очень далеко от нас? И откуда мы знаем, что Земля — это шарик поменьше, который кружит вокруг одной из таких звезд, Солнца?

На эти вопросы отвечают доказательства. Иногда доказательство заключается в том, чтобы увидеть (или услышать, ощутить, почуять…), что нечто действительно имеет место. Космонавты оторвались от Земли на достаточное расстояние, чтобы своими глазами увидеть, что она круглая. Иногда нашим глазам нужна помощь. Вечерняя звезда выглядит ярким проблеском в небе, но в телескоп ты можешь увидеть, что это прекрасный шар — планета, которую мы называем Венерой. Нечто, что ты можешь увидеть напрямую (или услышать, почувствовать…), называется наблюдением.

Зачастую наблюдение само по себе не является доказательством, но за доказательством всегда лежит наблюдение. Если совершено убийство, часто никто (кроме убийцы и жертвы!) преступления не видел. Но следователи могут собрать воедино множество других наблюдений, которые укажут на определенного подозреваемого. Если отпечатки пальцев совпадают с найденными на кинжале, это доказывает, что он касался кинжала. Это не доказывает, что он совершил убийство, но может помочь, если объединить эту улику со множеством других. Иногда следователь может обдумать все наблюдения и неожиданно понять, что они все ложатся одно к одному только в одном случае — если убийство совершено так-то и так-то.

Ученые, специалисты по открытию истин о мире и вселенной, зачастую похожи на следователей. Они высказывают догадку (так называемую гипотезу) о том, что может быть правдой. Затем они говорят себе: если это действительно правда, то мы должны увидеть то-то и то-то. Это называется прогнозом. Например, если мир действительно круглый, мы можем предсказать, что путешественник, движущийся в одном и том же направлении, должен в конце концов вернуться на место, откуда он пришел. Когда врач говорит тебе, что у тебя корь, он не видит корь с одного взгляда. Первый взгляд позволяет ему выдвинуть гипотезу о том, что у тебя, возможно, корь. Затем он говорит себе: если у нее корь, то я должен увидеть… Затем он просматривает список своих прогнозов и самостоятельно проверяет их — глазами (у тебя сыпь?), руками (у тебя лоб горячий?), ушами (слышны ли в твоей груди хрипы, характерные для кори?). Только затем он принимает решение и говорит: «Я считаю, что у вашего ребенка корь». Иногда врачам нужно провести другие анализы — например, сделать рентген или взять на анализ кровь. Это помогает их глазам, рукам и ушам делать наблюдения.

Способы использования доказательств, которыми пользуются ученые, гораздо сложнее и продуманнее, чем я могу описать в коротком письме. Однако сейчас я хочу отойти от доказательств, являющихся веской причиной для веры во что-либо и предостеречь тебя от трех других, негодных. Они называются «традиция», «авторитет» и «откровение».

Во-первых, традиция. Несколько месяцев назад я пошел на телевидение, чтобы побеседовать с полусотней детей. Их пригласили, потому что они были воспитаны в разной вере. Некоторых воспитывали как христиан, других как иудеев, мусульман, индуистов и сикхов. Человек с микрофоном ходил от одного ребенка к другому и спрашивал их, во что они верят. То, что они говорили, в точности определяет мое понимание слова «традиция». Их верования, как оказалось, не имеют ничего общего с доказательствами. Они просто следуют вере своих родителей, а также бабушек и дедушек, которая, в свою очередь, также не основана на доказательствах. они говорили нечто вроде: «Мы, индуисты, верим в то-то и то-то», «Мы, мусульмане, верим в это и то», «Мы, христиане, верим во что-то третье».

Конечно, так как они все верят в разное, то не могут быть все правы. Человек с микрофоном, казалось, считал это правильным и даже не пытался заставить их обсудить эти различия друг с другом. Но я не о том сейчас хочу сказать. Я хочу узнать, откуда взялись эти верования. Из традиций. Традиция — это передача верований от дедов к родителям, а от тех — к детям и так далее. Или из книг, передаваемых друг другу в течение веков. Традиционные верования часто начинаются почти с пустого места; возможно, кто-то просто сначала их выдумывает, как мифы о Торе и Зевсе. Но после того, как они прошли через века, сам факт того, что они настолько стары, делает их особенными. Люди верят в некоторые вещи, потому что люди веками в эти вещи верили. Это и есть традиция.

Недостаток традиции в том, что не важно сколько времени прошло — рассказанная история остается настолько же истинной или ложной, как и была. Твоя история не правдива, передача через века не делает ее правдивей!

Большинство людей в Англии принадлежат англиканской церкви, но это только одна из ветвей христианской религии. Есть другие, такие как русская православная, римско-католическая церкви, церковь методистов. Все они верят в разные вещи. Религии иудеев и мусульман отличаются еще больше; кроме того, существуют разные иудеи и мусульмане. Люди, которые верят даже в совсем немного отличные друг от друга вещи, воюют из-за этих разногласий. Ты можешь подумать, что у них есть веские причины — доказательства — для веры в то, во что они верят. Но на самом деле их такие разные верования целиком основаны на разных традициях.

Давай поговорим об одной из таких традиций. Католики верят, что Мария, мать Иисуса, была настолько особенной, что не умерла, а вознеслась на небеса. Другие христианские традиции с этим не согласны, утверждая, что Мария умерла, как и все остальные. Эти религии не уделяют так много внимания Марии и не зовут ее «Царица Небесная». Традиция, согласно которой тело Марии вознеслось на небо, не такая уж старая. Библия ничего не говорит о том, как она умерла; на самом деле, бедная женщина упоминается в Библии лишь вскользь. Поверье о ее вознесении появилось как минимум через шесть веков после Иисуса. Сначала его просто сочинили, как любую историю, например, «Белоснежку». Но через несколько веков она стала традицией и люди начали к ней серьезно относиться, потому что эта история прошла через множество поколений. Чем старше становилось это верование, тем больше людей относилось к нему серьезно. Оно официально было включено в традицию римско-католической церкви недавно, в 1950 году, когда мне было столько же лет, сколько сейчас тебе. Но эта история и тогда была не более истинной, чем через шесть веков после смерти Марии.

Я вернусь к традиции в конце моего письма и взгляну на нее с другой стороны. Но сначала я должен уделить внимание двум другим «негодным» доказательствам: авторитету и откровению.

Авторитет как причина веры во что-либо предполагает, что ты веришь, потому что тебе сказал верить кто-то важный. Самым главным в римско-католической церкви является папа римский, и люди верят, что он должен быть прав просто потому, что он папа. В одной из ветвей религии мусульман важными людьми считаются бородатые старцы, которых называют  аятоллами. Многие из мусульман в этой стране готовы совершить убийство просто потому, что аятоллы в другой, далекой стране, скажут им сделать это.

Когда я говорю, что католикам в 1950 году окончательно объявили, что они должны верить в вознесение Марии, это означает, что в 1950 году папа римский сказал людям поверить в это. Вот и все. Папа сказал, что это истина, так что это должна быть истина! Возможно, некоторые вещи, которые папа римский произносил за свою жизнь, были правдой, а некоторые  не были. Нет веской причины верить ему больше, чем другим людям, просто из-за того, что он папа римский. Нынешний папа (письмо написано в 1995 году) приказал пастве не ограничивать число детей. Если люди рабски последуют этому завету, то результатом, возможно, станут голод, эпидемии и войны из-за перенаселенности.

Конечно, даже в науке иногда мы сами не можем увидеть доказательства и должны поверить кому-либо на слово. Я, например, своими глазами не видел доказательств тому, что свет распространяется со скоростью 300 тысяч километров в секунду. Вместо этого я верю книгам, которые сообщают мне скорость света. Это выглядит как поклонение авторитету. Но на самом деле, это гораздо лучше, чем авторитет, потому что люди, написавшие эти книги, нашли доказательства и кто угодно, если захочет, сможет эти доказательства получить самостоятельно. Это очень удобно. Но даже священники не заявляют, что существуют доказательства их истории про вознесение Марии на небеса.

Третий вид негодных причин для веры во что-либо называется откровением. Если бы ты в 1950 году спросила папу римского о том, откуда он узнал, что Мария вознеслась на небеса, он, скорее всего бы сказал что ему было откровение. Он закрылся в своей комнате и молился о наставлении. Он думал и думал и становился все более уверенным в чем-тоэ Когда религиозные люди чувствуют, что нечто должно быть истинным, даже если этому нет доказательств, это чувство называют откровением. Откровения бывают не только у пап. Они бывают у многих верующих. Это одна из главных причин, по которым они верят в то, во что верят. Но веская ли это причина?

Предположим, я сказал тебе, что твой пес умер. Ты бы очень расстроилась и скорее всего бы сказала: «Ты уверен? Как ты об этом узнал? Как это случилось?». Теперь предположим, что я ответил: «Я на самом деле не знаю, что Пип мертв. У меня нет доказательств. Просто где-то в глубине души я чувствую, что он мертв». Ты бы рассердилась на меня за то, что я тебя напугал, так как ты знаешь, что само по себе такое ощущение не является веской причиной для того, чтобы верить в смерть твоей гончей. Тебе нужны доказательства. Все мы время от времени что-то чувствуем в глубине души, иногда эти ощущения верны, а иногда нет.  В любом случае, у разных людей бывают разные предчувствия, и как определить, которое из них правильное? Единственный способ удостовериться в том, что пес умер — увидеть его мертвого или услышать, как остановилось его сердце, или узнать об этом от человека, который видел и слышал нечто, что подтверждает сообщение о смерти.

Иногда люди говорят, что ты надо верить своим чувствам, иначе ты никогда не сможешь быть уверенным в таких утверждениях как, например, «Моя жена меня любит». Но это плохой аргумент. Может быть множество доказательств тому, что тебя кто-то любит. Проводя время с тем, кто тебя любит, ты постоянно получаешь маленькие доказательства любви, причем их со временем становится все больше. Это не то внутреннее чувство, которое священники зовут откровением. Твое внутреннее чувство подттверждается внешними доказательствами — взглядом, нежностью в голосе, добротой и поддержкой; все это реальные доказательства.

Иногда у людей возникает ощущение, что кто-то их любит, а доказательств тому нет. В этом случае они зачастую полностью ошибаются. Например, у людей есть внутреннее ощущение, что кинозвезда их любит, хотя она даже с ними не встречалась. У таких людей больное сознание. Внутренние ощущения должны быть подкреплены доказательствами, иначе ты просто не можешь им доверять.

Внутренние ощущения  ценятся в науке, но только за то, что они дают тебе идеи, которые ты позже проверяешь, ища доказательства. У ученого может появиться догадка насчет идеи, которая пока только кажется правильной. Само по себе это не является веским доказательством для веры во что-либо. Но это может стать веской причиной для того, чтобы провести соответствующий эксперимент или выбрать определенный путь для поиска доказательств. Ученые все время используют ощущения для получения идей. Но эти идеи ничего не стоят, пока не подкреплены доказательствами.

Я обещал, что вернусь к традиции и взгляну на нее с другой стороны. Я попытаюсь объяснить, почему традиция так важна для нас. Все животные созданы (в ходе процесса, который называется эволюцией) так, чтобы выжить в месте, где обитает их вид. Львы отлично выживают в африканских саваннах. Речным ракам хорошо в пресной воде, а омарам — в соленой морской. Люди — тоже животные и мы созданы для выживания в мире, заполненном…другими людьми. Большинство из нас не добывают еду самостоятельно, как львы или омары, мы покупаем ее у других людей, которые, в свою очередь, купили ее у третьих. Мы «плаваем» в людском море. Так же, как рыбе нужны жабры для выживания в воде, людям нужен мозг, который позволяет им взаимодействовать с другими людьми. Как и в соленом море, в людском есть множество сложных для изучения вещей. Например, язык.

Ты говоришь по-английски, но твоя подруга Анн-Катрин разговаривает на немецком. Вы обе разговариваете не том языке, которые позволяет вам плавать в ваших раздельных морях. Язык передается через традицию. Другого пути нет. В Англии Пип — a dog. В Германии — ein Hund. Ни одно из этих слов не лучше других. Они передаются через поколения. Для того, чтобы плавать в море людей, дети учатся языку своей родной страны, а также многим другим вещам о своем народе, и это означает, что они должны впитать, как промокашка, огромный объем традиционной информации. (Традиционная информация — это просто вещи, которые передаются от дедов к родителям, а затем к детям). Мозг ребенка должен впитать традиционную информацию. При этом не ожидается, что ребенок сможет отделить хорошую и полезную традиционную информацию, вроде слов своего языка, от плохой или глупой, вроде веры в ведьм, дьявола или бессмертных дев.

К сожалению, помочь тут никак нельзя, так как детям приходится впитывать все традиционную информацию, и они верят всему, что взрослые им скажут, будь то правда или ложь, правильно или неверно. Многое, что говорят взрослые — правда и основано на доказательствах или, по меньшей мере, разумно. Но если некоторые из этих вещей неправильны, глупы или даже порочны, дети поверят и этому. А когда они вырастут, то они сделают что? Конечно, они передадут эти знания следующему поколению детей. Итак, как только во что-нибудь начинают сильно верить, даже если это неправда и нет никаких причин верить — это может продолжаться бесконечно.

Может, так случилось и с религиями? Вера в то, что существует бог или боги, вера в царствие небесное, вера в то, что Мария не умерла, в то, что у Иисуса не было отца-человека, в то, что молитвы не остаются без ответа, а вино превращается в кровь — ни одно из этих верований не подкреплено вескими доказательствами. Но миллионы людей верят в это. Возможно, потому что им сказали верить, когда они были маленькими и верили всему.

Миллионы других людей верят в другие вещи, потому что именно эти вещи они слышали, когда были детьми. Детям мусульман и детям христиан рассказывают разные вещи, и оба ребенка вырастают в твердой уверенности, что они правы, а другие ошибаются. Даже среди христиан вера католиков отличается от веры членов англиканской протестантской церкви, трясунов или квакеров, а также мормонов, и все они верят, что правы, а остальные ошибаются. Они верят в разное по точно той же причине, по которой ты говоришь по-английски, а Анн-Катрин по-немецки. Оба языка годятся для своей страны. Но не может быть, что разные религии были правы только в своих странах, потому что разные религии объявляют истиной противоположные вещи. Мария не может быть жива в католической Южной Ирландии, но мертва в протестантской Северной.

Что нам со всем этим делать? Тебе непросто что-то предпринять, потому что тебе всего десять. Но ты можешь попробовать. В следующий раз, когда тебе скажут нечто важное, подумай про себя: «Известно ли это благодаря доказательствам? Или это одна из тех вещей, в которые верят благодаря традициям, авторитету или откровениям?». И в следующий раз, когда кто-нибудь станет настаивать на истинности своих слов, почему бы не спросить его: «Есть ли этому доказательства?». И если тебе не дадут хороший ответ, я надеюсь, что ты хорошенько подумаешь, прежде чем принять их слова на веру.

Любящий тебя
папа.