12858

Однажды летом 37 года эпохи Дзынь император решил пообщаться с простым народом инкогнито. Он переоделся и выскользнул из дворца.

У самых городских ворот он увидел человека, читающего книгу Томсона «Мораль и этика». Вид у человека был угрюмый, а лицо — изможденное.

— Такое чувство, будто ты иссыхаешь от изучения морали и этики, — попытался пошутить император.
— Это действительно так, незнакомец, — отвечал ему подданный. — Я копейщик; лучше всех в этом городе я делаю копья. Двор всегда закупает их у меня перед войной, а также во время вассальных учений и парадов. Но вот я прочел книгу и теперь жизнь моя кончена. Создавать орудия уничтожения неэтично, а убивать других смертных — аморально. Здравый же смысл, а он моя путеводнаяя звезда, поскольку я саисекебатианец, подсказывает мне, что мой живот сведет меньше чем через месяц подобной жизни и я отправлюсь к верхним людям. Что же мне делать?

Государь звонко засмеялся:
— Я не саисекебатианец и все свои проблемы решаю проще. Я консультируюсь с воооон тем парнем. Один его вид подсказывает мне, как решать этические проблемы.

Копейщик проследил за направлением перста государя и вздрогнул. В пятидесяти метрах стоял и задумчиво глядел на них императорский палач.